Более 650 лет прошло, как родился великий русский художник Андрей Рублев. Мировоззрение художника складывалось на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого веков. Куликовская битва 1380 года развеяла миф о непобедимости татарского войска, убедила в необходимости единения всех русских людей в борьбе с иноземным игом. Рост национального самосознания не мог не вызвать расцвета русской культуры.
Об этом свидетельствуют замечательные памятники московского летописания и такие высокопоэтичные произведения литературы того времени, как «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Но с особенной полнотой душевное богатство русских людей, их патриотизм и высокое представление о человеке раскрылись в творчестве Андрея Рублева.
Созданные им образы прекрасных юношей-воинов (Дмитрий Солунский, Георгий), образы умудренных опытом мужей и старцев (Петр, Павел, Иоанн, Григорий, Авраам, Иаков), образы «праведных жен» должны рассматриваться не только как персонажи религиозных легенд, но и как собирательные образы его современников. Это воины, которые, не считаясь с малочисленностью своей рати, вставали на защиту русских городов и селений, веками страдавших под тяжестью татарского ига. Это мудрые старцы, которые стремились прекратить феодальные раздоры, добиться примирения враждующих князей и объединения всех сил Руси. Это несгибаемые русские женщины, сохранившие и в татарской неволе верность любимым, преданность родной земле.
Для воплощения этих образов Рублев нашел своеобразные художественные средства. Сочетания красок в его произведениях как бы подсмотрены художником в окружающей его природе. Недаром исследователи творчества Рублева уподобляют излюбленный художником сияющий голубой цвет синеве весеннего неба, нежно-зеленые цвета — колосьям неспелой ржи, темно-зеленые — сумраку хвойной чащи, золотистую охру — цвету осенних палых листьев, а белый цвет — белизне стволов березы. Высокое мастерство исполнения, удивительная цветовая гармония ставят произведения Рублева в число шедевров мирового искусства.
В конце 90-х годов XIV века Андрей Рублев расписывает Успенский собор в Звенигороде. В начале XV столетия он, очевидно, работал в Рождественском соборе Савино-Сторожевского монастыря. Из созданных здесь произведений до нас дошли три иконы. В 1405 году в числе дружины художников, возглавляемых мастером Феофаном Греком, он участвует в росписи придворного Благовещенского собора в Московском Кремле. В иконостасе этого собора до настоящего времени сохранились произведения Рублева.
Как свидетельствует летопись, в 1408 году Рублев со своим другом и сподвижником «иконником Данилой» расписывал также Успенский собор во Владимире.
На пике творческой зрелости, Андрей Рублев создал самое прекрасное из 13 своих произведений — икону Троицы, — в котором нашла свое воплощение мечта русских людей о мире и согласии, о дружбе и самоотвержении.
Уже на склоне жизни Рублевым выполнены росписи собора Спаса в Андрониковом монастыре и Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре.
Его творчество оказало огромное влияние не только на русскую живопись, но и на смежные области искусства: резьбу по дереву, камню и кости, ювелирное дело, художественное шитье. Таким образом, можно говорить о рублевской эпохе в истории русского искусства.
Недаром в первые годы существования Советского государства в декрете о «монументальной пропаганде» упоминается Андрей Рублев среди «великих людей в области науки и искусства», которым должны быть возведены памятники. И они есть в Москве и Владимире.
Картины советских художников в Галерея Форма.