«Портрет А. К. Швальбе», по другой версии «Портрет отца», был написан художником в 1804 году. На темном фоне изображен пожилой, человек, успевший повидать многое на своем веку, умудренный жизненным опытом.
Орест Кипренский – одна из самых загадочных фигур русского искусства. Вокруг его имени сложилось много противоречивых слухов и легенд. Даже вокруг обстоятельств его рождения много тайн. Поговаривали, что будущий художник был внебрачным сыном одного из ораниенбаумских помещиков А. С. Дьяконова. Спустя год после его рождения, его мать Анна Гаврилова, была выдана замуж за крепостного крестьянина Адама Швальбе.
Множество слухов ходит и о дате его рождения. Согласно записям в метрической книге, хранящейся в Преображенской церкви города Копорье, есть запись от 1782 года о рождении Ореста, а запись о браке его родителей зафиксирована на год позже. Однако при поступлении в Академию художеств в Санкт-Петербурге, запись в метрике была изменена. Тем самым удалось избежать унизительного клейма незаконнорожденного.
Интересная история связана и происхождением фамилии Кипренский. Поговаривали, что ее придумал сам помещик Дьяконов, когда давал вольную грамоту. Вначале она звучала, как «Кипрейский», и связывали ее с местностью Копорье, а некоторые считали, что фамилия дана была мальчику в честь богини любви Киприды. При этом Орест Кипренский прекрасно знал тайну своего рождения и не скрывал этот факт, а в альбоме с рисунками есть даже соответствующая запись.
Что касается приемного отца Кипренского, Адама Швальбе, он оказался очень хорошим отцом. Он оказывал внимание и поддержку приемному сыну, хотя в семье было еще четыре дочери и сын. Сам Орест очень любил и уважал своего приемного отца и даже написал его портрет. Этот портрет, написанный одним из первых и представленный на выставке в Риме, поразил современников до глубины души. Многие не верили в авторство молодого художника и приписывали портрет то кисти Рубенса, то кисти Рембрандта. И не удивительно, ведь портрет написан всего лишь спустя год после окончания Академии художеств. А Кипренский был самым прилежным учеником, жадно впитывающим знания, в том числе изучая манеру письма выдающихся фламандцев.
Итак, «Портрет А. К. Швальбе», по другой версии «Портрет отца», был написан художником в 1804 году. На темном фоне изображен пожилой, человек, успевший повидать многое на своем веку, умудренный жизненным опытом. В его взгляде чувствуется суровый, закаленный жизнью характер. Манера письма, умелое использование игры света и теней, широкие мазки кисти, световые акценты создают впечатление о необычном цельном характере изображенного персонажа. Одна при всем этом, лицо старика выражает много душевной боли. Его рука сжимает трость, а в глазах проступают слезы. Этот портрет сам художник считал одной из лучших своих работ и практически никогда с ним не расставался.
Кипренский очень любил и почитал своего отчима и часто навещал его. Однако только будучи уже взрослым, он понял трагедию этого человека. Изначально свободный человек, немец по своему происхождению, волею злого рока оказался в крепостных у русского помещика. После того, как мать Ореста была выдана замуж за Швальбе, она сразу получила вольную. Вольную же помещик обещал и всем детям Швальбе сразу после их рождения. А самому Адаму вольная грамота была обещана только после смерти помещика. И любое непослушание, не верное действие или слово могло стоить Адаму очень дорого. Помещик Дьяконов сдержал слово, после его смерти Адам Швальбе получил вольную, однако к тому времени вся его жизнь практически прошла мимо.
Главным секретом картины является то, что по внешнему виду невозможно угадать, к какому социальному слою принадлежит персонаж. Все внимание уделено изображению внутреннего мира, эмоционального состояния персонажа. Многие исследователи творчества Ореста Кипренского считают, что он изобразил отчима в образе голландского бургомистра начала 17 века. Однако, этот факт до сих пор остается тайной.
Багетная мастерская БАГЕТМАРКЕТ Художественная галерея - Галерея Форма